Урок В2. Берем ТРЕМОЛО Гармошку в руки

Основная задача урока научиться правильно держать в руках и во рту губную гармошку и дышать при игре на ней. Чтобы научиться красиво играть, надо, прежде всего, научиться правильно дышать. Мы познакомим вас также с упражнениями по дыхательной гимнастике.

Как правильно держать гармошку?

Губная гармошка Тремоло и Октава берется обоями руками двумя пальцами за правый и левый концы так, чтобы слева звучали низкие ноты, а справа — высокие. 

Часто обозначение тональности гармошки делают на гребенке слева латинскими буквами:

  • A – нота «Ля»;
  • B – нота «Си»;
  • C – нота «До»;
  • D– нота «Ре»;
  • E– нота «Ми»;
  • F– нота «Фа»;
  • G– нота «Соль».

Гармошка помещается в рот на такую глубину, чтобы она стороной отверстий (мундштука) касалась уголков губ, а во рту оказалось шесть каналов (напомним, что «канал» это 2 вертикально расположенных отверстия). Сверху и снизу обхватываем гармошку губами.

В таком положении  при выдохе и вдохе через гармошку вы услышите сразу звучание трех нот  или аккорда «ТРЕЗВУЧИЕ» (по-другому его называют еще «ОБЩИЙ» аккорд).

При игре на гармошке через неё дышат, не вынимая гармошку изо рта. Голову держат ровно. Перед игрой переднюю часть гармошки (мундштук) смачивают слюной с губ. Если губы сохнут и затрудняется перемещение гармошки по ним, то можете голову слегка наклонить вниз и тогда слюна увлажнит ваши губы. При излишнем увлажнении губ  наоборот, приподнимите голову.

Правильное дыхание.

Извлечение звука при игре на губной гармошке «Тремоло» и «Октава» непосредственно связано с ТЕХНИКОЙ ДЫХАНИЯ. Поэтому с первых же дней занятий следует сразу выработать у себя навыки диафрагмального спокойного, равномерного без толчков и задержек, регулярного вдоха и выдоха.

Диафрагмальное дыхание (брюшное/нижнее или его еще называют «дыхание животом») является наиболее оптимальным для тех, кто играет на губной гармошке. Благодаря ему, мы получаем равномерный и стабильный поток воздуха на вдох и выдох, а также полностью задействуем самый главный резонатор – наши легкие.

Дыхание должно быть ровным, таким, как дышит спящий человек. Вдох и выдох должен доходить до живота. Посмотрите, как живот медленно поднимается и опускается за счет диафрагмы.

Не нужно «вталкивать» воздух в инструмент, как будто вы надуваете воздушный шарик.

Не нужно всасывать воздух из инструмента, как будто вы пьете через соломинку.

ВОЗДУХ ДВИГАЮТ ТОЛЬКО ЛЕГКИЕ. Глубокий вдох и глубокий выдох.

Самыми известными и наиболее полезными для здоровья являются следующие дыхательные гимнастики и комплексы упражнений:

  • дыхательные практики в йоге;
  • восточная гимнастика тай-цзи;
  • эндогенное дыхание по Фролову;
  • система трехфазного дыхания;
  • дыхательная гимнастика Стрельниковой;
  • метод Бутейко.

Каждая из этих методик может существенно улучшить качество жизни больных с трудноизлечимыми хроническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, а также полностью излечить от огромного количества заболеваний и предотвратить еще большее.

Самое удивительное, что губная гармошка – это единственный духовой музыкальный инструмент, который объединяет в себе все полезные свойства и качества вышеуказанных комплексов упражнений и методик, усиливая свое полезное воздействие еще и тем, что дыхание при игре на губной гармошке тренируется, как на выдох, так и на вдох.

Дыхательная гимнастика

Губные гармошки устроены так, что при выдохе и вдохе звучат разные ноты, а дыхание исполнителя формирует красоту звука музыкального инструмента.

Научиться правильно дышать вам помогут следующие упражнения, которые необходимо выполнять без гармошки перед каждым уроком:

1. Несколько раз подряд глубоко совершенно спокойно, равномерно вдохните и так же равномерно выдохните через нос.

2. Также глубоко несколько раз подряд спокойно, равномерно вдохните и выдохните через рот.

3. Попеременно спокойно, равномерно вдохните через нос и выдохните через рот.

ДАЛЕЕ, ОЧЕНЬ ВАЖНО, НЕ ПРЕРЫВАЯ ДЫХАНИЯ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ ДОЛЬШЕ выполнять следующие упражнения:

4. При выдохе через рот кратковременно, несколько раз подряд приостановите дыхание мышцами гортани, как будто вы произносите шепотом: А. А. А. А. А.

5. Также несколько раз подряд приостановите дыхание при вдохе: А. А. А. А.

6. При глубоком выдохе через рот так же кратковременно, несколько раз подряд, приостановите дыхание легкими, как будто вы периодически дышите на очки или зеркало, чтобы их протереть: Хааа. Хааа. Хааа. Хааа….

7. То же самое проделайте на вдохе: Аххх. Аххх. Аххх….

Эти начальные упражнения без инструмента и навыки в этом вам пригодятся при исполнении мелодий как сольно, так и с аккомпанементом потому, что именно такими приемами вы будете посылать струи воздуха на язычки гармошки при исполнении мелодии. Повторяйте их ежедневно, регулярно перед каждым уроком. При этом нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы дыхание было равномерным, одинаковой силы.

После этого правильно возьмите гармошку в рот и выполняйте до автоматизма, выше описанные упражнения,  правильно выдыхая и вдыхая через инструмент, наслаждаясь красивым звуком «ОБЩЕГО» аккорда.

Затем начните передвигать гармошку, то вправо, то влево добиваясь «мускульной памяти» в исполнении упражнений дыхательной гимнастики до автоматизма и появления небольшого ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ. Только после этого приступайте к следующему уроку.

Домашнее задание. Отработайте и закрепите пройденный урок.

назад